Таможенный брокер

  

    тамга (герб) родов Плиевых и Мальсаговых из башенного комплекса Таргим (Wikipedia)

     

      

      Слово «таможня» происходит от тюркского слова «тамга» – пошлина. Из Большой Советской Энциклопедии про тамгу сказано следующее: «Первоначально у монголов — особый знак (клеймо, тавро), которым отмечалось право собственности на скот; позднее печать (также оттиск печати), документ пли грамота с ханской печатью.

 

Читать далее

Термин «Т.» получил распространение во всех странах, подвергшихся монгольским завоеваниям в 13 в. В Средней Азии, некоторых странах Закавказья, на Ближнем и Среднем Востоке Т. называют также введённый монголами денежный налог, взимавшийся с торговли, ремесла, различных промыслов. В России название «Т.» употреблялось в 13—15 вв. применительно к сбору с торговых сделок. Местные торговцы в своём городе либо совсем не платили Т., либо платили её в меньшем размере, чем приезжие. С середины 16 в., в связи с постепенным переводом многих торговых пошлин на исчисление с цены товаров (то есть в определённом размере с рубля), появляется новое название сбора — «рублёвая пошлина». Скот, на который ставили клеймо – это похоже на таможенный товар. С развитием Российского государства развивалось и таможенное дело, услуги таможенного оформления. В XIII веке таможенные платежи взимались в зависимости от количества, от ценности товара. Начиная с XVII века государственный контроль сферы внешнеэкономических отношений усиливается: запрещаются к вывозу отдельные товары, ограничиваются привилегии иностранных купцов. Торговым уставом 1653 года была установлена единая рублевая пошлина, а первым таможенным тарифом России считается принятый в 1667 году Новоторговый устав, определивший виды и размеры таможенных сборов (при этом было завершено разграничение внешних и внутренних пошлин, а внешние пошлины разделены на ввозные и отпускные) 1 Понятие «Таможенный брокер» появилось в постановлении Совета Министров СССР от 7 марта 1989 года № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Понятие «таможенные услуги» появилось лишь после XVI века.

1  Источник абзаца: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Библиотечно - Информационный комплекс

Продолжение в следующей статье.

Продолжение статьи "Таможенный брокер" 16.08.2017

История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси, и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. В 911 году князь Олег отправил своих людей к грекам

Читать далее

для заключения с ними мира и установлением договора между Русью и Византией. Этот договор был заключен 02 сентября 911 года. Договор регулировал уголовные и гражданские отношения между русскими и греками, в том числе и взимание таможенных пошлин, и порядок таможенного обложения. Становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси. 1 На Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто), как в настоящее время таможенные пошлины, за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

1 Источник: общественно-политический журнал Историк. Автор Осокина И.

Продолжение в следующей статье

Продолжение статьи "Таможенный брокер" 31.10.2017

Далее, историей развития таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси и образовались отдельные княжества. После чего между ними появились границы, и соответственно, образовались таможенные заставы, которые явились прообразом современных пунктов пропуска через таможенную границу.

Читать далее

Правители образовавшихся княжеств диктовали свои правила взимания таможенных пошлин при перемещении товара, так как это давало возможность пополнить свою казну. Обращаясь к летописям, а так же законодательным историческим источникам, достоверно известно о фактах взимания на Руси торговой и провозной пошлины за провоз товара через внешние и внутренние заставы. То есть взымали «мыто», и заставы именовались как внешние и внутренние мытные заставы. В наше время так же существует различный вид пошлин для импорта товаров и для экспорта, в зависимости от вида, типа провозимых грузов. Сборщики мытных пошлин были, как правило, члены княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями». В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной. В период феодальной раздробленности на Руси в ХII – начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и  внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

Источник:  Историк – общественно-политический журнал

Продолжение статьи "Таможенный брокер" 09.11.2017

        Немного отвлекаясь от темы и традиционного повествования об истории развития таможни и таможенного дела, предлагаем немного интересных фактов из прошлых веков. Все знаем морской порт Рига, куда приходят морем контейнеры с грузами. Но не все знают об истории таможни в Латвии.

Читать далее
Автор книги «Koka Riga» архитектор Петерис Блумс пишет, что в районе Болдерая города Рига уцелел деревянный дом 1608 года!  Строили его для первой таможни и лоцманской службы.
 
По словам болдерайского краеведа  Владимира  Якушонка, «лоцманский дом» отмечен на всех старинных картах, гравюрах. Когда-то там работали 20 человек. Канал, возле которого построили дом, специально прорыли для лоцманской службы. Первые жители Болдераи служили при таможне, ходили на рыболовных и торговых судах. Их дома и сегодня можно увидеть на улицах Мигла, Бружу, Лиела… Фантастика − деревянные дома, уцелевшие со шведских и петровских времен! Дело в том, что в Болдерае не было крупных пожаров, как, например, в Московском форштадте или в Задвинье.
Взять хотя бы пожар 1812 года, когда выгорело большинство рижских предместий. Болдерая тогда была за чертой города и ее деревянная застройка не пострадала.

Но и архитектура отличается от того же Московского форштадта. Тут не увидишь просторных ворот для проезда подвод. К чему это мореплавателям и рыболовам? Зато на вторых этажах непременно есть помещения для сушки сетей. А цементные потолки в деревянных избах! Такое было в каменных домах рижской знати, но не в деревянных избах.

− Цементные потолки в деревянных домах − следы шведского присутствия, − считает Якушонок. − Шведы здесь появились при довольно забавных обстоятельствах, причем уже в русские времена. Однажды море полностью покрылось льдом, и можно было сюда добираться на санях даже из Швеции.

Предприимчивые тамошние торговцы не могли упустить такой возможности. Тем более здесь, как и на территории нынешней Эстонии, были беспошлинные черные рынки. Один из шведов решил остаться в Болдерае. Однако еще с петровских времен предпринимательством шведам в Риге запрещалось заниматься. Находчивый швед нашел выход − женился на латышке, построил дом на берегу и взял фамилию Крастиньш − Береговой. В его доме местные и увидели впервые деревянный дом с цементным потолком. Болдерае и сейчас живут Крастини. Краевед полагает, что среди них могут быть и потомки шведского предпринимателя.
Источник: Автор: Илья Дименштейн https://www.riga.lv/ru
 
Продолжение в следующей статье